Конечно же, в эти выходные на рыбалку мы поехали через деревню. А вернувшись, я села искать.
Первое фото - через озеро.
Село Сугояк расположено в ста километрах к северо-востоку от Челябинска. В начале XX века село относилось к Шадринскому уезду Пермской губернии, в разные периоды советского времени – входило в состав Миасского, Бродоколмакского и Красноармейского районов.
Точная этимология слова «Сугояк» неизвестна. «Су» по-башкирски – «вода», «Аяк» - «нога». Согласно различным версиям, название озера может переводиться как «мокрая нога», «холодная нога», «остановка воды».
Точная дата основания села не установлена, однако существует интересное свидетельство древности этого населенного пункта. В «Очерках бедствий Далматовского монастыря и частию края с 1644 по 1742 год» протоиерея Григория Плотникова, опубликованных в «Пермских епархиальных ведомостях» за 1869 год, при описании башкирского восстания 1736 года уже упоминается деревня Сугояк. Между тем, станица Миасская (ныне село Миасское), а также город Челябинск были основаны именно в 1736 году. Следовательно, село Сугояк старше этих населенных пунктов.
Соседнее село Русская Теча, находящееся всего в 10 км, основано крестьянином Иваном Синицыным под названием Белоярская слобода в 1682 году, затем оно стало называться Теченская Слобода. Русская Теча – старейшее русское поселение на всей территории Челябинской области.
Один из старинных сугоякских домов
Возможно, Сугояк также возник в конце XVII в. Этому могла способствовать близость Русской Течи, игравшей важную роль в становлении Челябинского края (бывшей Исетской провинции), первым административным центром которого Русская Теча являлась в первой половине XVIII в.
О церкви. Сугоякская Ильинская церковь построена и освящена в 1868 г. Решение о строительстве каменной церкви было принято на мирском сходе. Строили по классической русской технологии, с использованием куриных яиц для приготовления цементирующего раствора. Закрыта церковь в 1932 г., по воспоминаниям старожилов, власти пытались ее разрушить и даже пригоняли для этой цели стенобитную машину.
Фото 1992 года
Однако все, что смогли сделать – это отбить местами штукатурку да сорвать кресты с куполов; крест на колокольне так и остался по сей день самой высокой точкой в окрестностях. То, что не удалось стенобитной машине, потихоньку делает неумолимое время – церковь постепенно разрушается. Местные жители сняли железные листы с куполов, вырвали часть ажурных решеток из окон, чтобы сдать в металлолом; куда-то пропала одна из лежавших рядом с церковью мраморных кладбищенских плит – возможно, тоже кому-то пригодилась в хозяйстве. В годы советской власти Ильинская церковь использовалась под склад овощей и гараж. Благодаря тому, что помещение гаража было довольно сухим, еще в 80-х годах XX века там виднелись остатки фресок и памятных надписей.
Ильинская церковь сегодня (мои фото):
Рассказывают, что советская власть не смогла реквизировать церковное имущество в полном объеме, - часть утвари и оклады из драгоценных металлов были или вывезены, или спрятаны церковнослужителями. По одной из версий, клад спрятан где-то под зданием церкви, где были подвальные помещения и подземный ход, возможно, ведший в поповский дом, до сих пор стоящий напротив. Начало обрушенного подземного хода можно было видеть еще в конце XX в.
Поповский дом (показался странным, скорее купеческой лавкой). Начало обрушенного подземного хода мы не нашли.
В 1870-м в Сугояке была открыта земская школа, в 1874-м - Сугоякское сельское училище. Штатный смотритель училищ П.И. Сорокин осматривал Сугоякское сельское училище в 1874-1875 учебном году. На тот момент здесь преподавали учитель Л. Боголюбов и священник Н. Оранский. В журналах Шадринского земского уездного собрания упоминаются также учителя А.П. Топорков, М.С. Казанцева, С.В. Попова. В 1874-75 учебном году в училище обучалось 57 лиц мужского пола и 4 – женского. При этом среди мальчиков было несколько башкирских детей из Теченско-Башкирской волости.
В сельских районах Челябинской области советская власть установилась в декабре 1917 – начале 1918 г., в Бродоколмакской волости, к которой тогда относилось с. Сугояк, - в начале февраля 1918 г. В мае-июне 1918-го Урал и Сибирь перешли под контроль восставшего Чехословацкого корпуса под командованием адмирала Колчака. В июле-августе 1919 г. Красная Армия восстановила советскую власть на территории современного Красноармейского района, в с. Сугояк это произошло 2 августа 1919 г. За границей села до сих пор видны следы окопов, здесь была найдена австрийская каска, которая хранится в школьном музее.
Коллективизация в Сугояке была закончена только к концу 20-х годов, причем кулаки активно ей сопротивлялись: страшный пожар, случившийся в селе в 1928 г., связывают с кулацким поджогом. Совхоз «Сугоякский» был организован на базе колхозов «Им. Кирова», «Им. Авангарда», «Им. Сталина» в 1960 г. Основным направлением хозяйственной деятельности было молочно-мясное животноводство, дополнительным – растениеводство (в основном выращивание зерновых культур). В 1992 г. Сугоякский совхоз был преобразован в ТОО «Сельхозпредприятие Сугоякское».
Развалины нескольких ферм вокруг села присутствуют, но фотографировать их я не стала. Грустное зрелище.
Село стало родиной для известных людей.
В 1908 г. в селе Сугояк родился писатель Сергей Иванович Черепанов, автор романов «Богатство», «Помоги себе сам», сборника уральских сказов и сказок «Лебедь-Камень», повести «Алая радуга», посвященной событиям коллективизации в родном селе, и многих других произведений. Он работал в с. Сугояк избачом, затем в Бродокалмакском райкоме партии, был селькором газеты «Челябинский рабочий», потом стал ее штатным сотрудником. Летом 1930 года С.И. Черепанов прибыл на Челябинский тракторный завод налаживать выпуск многотиражной газеты «Наш трактор». Он был руководителем литературного объединения ЧТЗ, наставником нескольких поколений заводских литераторов. В годы культа личности Сергей Иванович был репрессирован, несколько лет провел в лагерях, к журналистской работе вернулся только в 1957 г., принят в Союз писателей СССР в 1969 г. Умер С.И. Черепанов в 1993 г. в Челябинске.
Здесь, в семье крестьянина, родился в 1920 г., Герой Советского Союза Василий Тихонович Казанцев. Окончил Сугоякскую семилетнюю школу, работал трактористом. В сентябре 1940 г. был призван в ряды Красной Армии, прошел всю войну. Служил разведчиком в подразделении истребителей танков, был четырежды ранен, за проявленное мужество награжден орденами Славы второй и третьей степени. Весну 1945 г. Казанцев встретил в звании гвардии ефрейтора. Участвовал в боях по овладению рейхстагом в составе штурмовой группы 79-го стрелкового корпуса, ему доверили стать знаменосцем. Внутри самого здания он лично уничтожил 15 фашистов и взял в плен двоих офицеров.
30 апреля 1945 г. в 14:42 Казанцев первым из русских солдат взобрался на скульптурную группу, находящуюся над главным зданием, и поднял над рейхстагом советский флаг. Знаменитые разведчики Егоров и Кантария укрепили на крыше рейхстага знамя Военного совета 3-й ударной армии, ставшее официальным знаменем Победы, только вечером того же дня. За проявленное мужество В.Т. Казанцев был удостоен высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза. На следующий день после своего подвига Казанцев был тяжело ранен и 13 мая 1945 года умер в госпитале, так и не узнав о награде.
Сейчас ситуация в Сугояке схожа с таковой во всех российских деревнях. К счастью, село пока нельзя назвать вымирающим, но и до процветания ему далеко. Дома, конечно, стоят, большей частью, приличные. Но это всё - дачники. Озеро у села прекрасное. Сосны, песочек, отменные караси. А зимой село пустеет.
Типичный сугоякский дом
...и транспорт.
Исторические факты проицитированы из статьи Ирины ПАШНИНОЙ, Село Сугояк («Уральский следопыт», №12, 2006 г.)
Ильинская церковь села Сугояк (1868 года освящения)