Вы читали сказы Бажова? Как давно? Перечитайте их своим детям. Такого языка, такого сюжета, такой сказочности и красоты не найти, мне кажется, больше ни в каких сказках. И расскажите детям, что места эти уральские - реальны.
Вот Вам карта, здесь и Сысерть и Полевской, и Зюзельский, и Мраморный, Косой Брод опять же, где земляная кошка бродит. Огневушка-поскакушка золотые жилы указывает. Эх, более детальной - у меня нет. Там ведь даже синюшкинские болота обозначены. Где бабка Синюшка живет, всегда молодая, всегда старая, бережет свои сокровища. А хозяйка Медной горы...
Да и не сказки это вовсе. Сказы. Их и взрослым перечитать не грех. Вековой мудрости в них много.
Рисунки В.
Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал.
А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.
На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.
Автор сказов, Павел Бажов с детства очень много слышал рассказов о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка». В «Уральских былях» впервые появляется дед Слышко. Это одно из прозвищ Хмелина — реального крепкого уральского рабочего. Хмелин был не единственным рассказчиком «тайных» сказов, но от других рассказчиков отличался сочной народной речью, был краснобаем, умел мастерски оживлять образы.
Бажов по крупицам собирал местные предания, легенды, побывальщины. «Сбор деталей — то, чем я хочу сблизиться с фольклористом, — говорил он. — Но дальше мы идем разными путями. Я собираю то, чего не ищет и не может искать фольклорист. Ему нужно отстоявшееся, полностью сформированное, „бытующее" в народе. А мне попадается ниточка, другая — можно ткать. Только ниточек должно быть достаточно на все существо ткани".
«Малахитовая шкатулка», книга сказов, принесла П. П. Бажову всенародное признание. Она построена на чудесном и дотоле почти неизвестном дореволюционном фольклоре уральских рабочих, исполнена горячей любви к людям труда, раскрывает прекрасные стороны русского национального характера. С 1936 но 1950 год П. П. Бажов написал пятьдесят два сказа.
«Малахитовая шкатулка» сразу же привлекла внимание художников. Многие иллюстрировали сказы, черпая в них вдохновение для своего творчества.