olga74ru (olga74ru) wrote,
olga74ru
olga74ru

Баба-Яга - ведьма-ведунья, постаревшая амазонка

  Я обещала рассказать одну из версий происхождения образа Бабы-Яги, популярнейшего персонажа народных сказаний. Популярней её, пожалуй, только Иван-дурак.
  Итак, это старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. Она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами.


  Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

 
При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры.:))

  Так кто же эта бабушка? Есть множество версий. Кто-то считает, что она  жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Кто-то божеством низшего порядка, демоном. Есть вариант, что прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.

  Мне нравится версия о состарившихся амазонках. Женщины, владеющие огромным объемом знаний, решительные и воинственные, владеющие наукой целительства. Старея, они уходили в леса, жили отшельницами. Изредка помогали людям, но чаще не вмешивались. А так как были нелюдимы и умны - ясно, что ведьмы.
  Забавно, но и по сей день амазонок считают легендой. Хотя вроде бы отец истории Геродот писал, что, мол, «жили-были они…». И археологи нашли немало могил женщин, похороненных с оружием в руках. А официальная версия остается прежней! Быть может, ученые, большинство из которых, как известно, мужчины, просто боятся признать: подобное мироустройство в принципе возможно?
   И по сей день в Крыму бытует немало легенд, связанных с амазонками. О жене сарматского царя прекрасной Адаге, освободившей Херсонес. О непокорной невесте из рода амазонок, убившей в день свадьбы своего жениха. Или о племени воинов-дев. Прибыв неизвестно откуда в крымский край, красавицы не пожелали отдаться здешним мужчинам. Когда же те попытались взять девушек в плен, амазонки вдруг обернулись птицами и улетели… А может, и не птицами – ведьмами?

Недаром же мифы об амазонках и рассказы о ведающих так схожи меж собой! Голая всадница верхом на коне и голая баба верхом на метле. И та и другая свободны, как птицы, и не принимают мужской власти. И та и другая представляют опасность, прежде всего, для мужчин, поражая их если не копьем, так ведьмацкими чарами. И та и другая частенько используют порабощенных кавалеров сугубо для продолжения рода. (Позднее ведьм обвиняли и в умерщвлении младенцев, теперь уже обоих полов).
И все же родственная связь амазонок и ведьм проистекает из еще более давних времен. Согласно одной из версий, древнегреческие легенды о властных воительницах – не что иное, как память о матриархате. Согласно иной – именно смена руководства, патриархат и породил вполне реальные племена амазонок, отказавшихся принимать власть мужчин и основавших отдельные свободные сообщества.
Образ сильной женщины-амазонки в мужском мире естественно претерпел изменения. Эта мегера, убивающая мужчин, возжелавших ее любви, и уничтожавшая мальчиков еще в колыбели, носила десятки имен....И одно из них нам отлично знакомо!

   Баба-яга – лесная колдунья, имевшая привычку совать в печь добрых молодцев и есть малых детишек. В молодости и она знавала лучшие времена, когда слово «баба» означало «богиня», а злая старуха была золотой берегиней – хранительницей рода. Позже мифическая юная Баба-яга стала главой войска девушек-всадниц. Древнеславянский глагол «ягать» означал «скакать во главе отряда», а сарматов, воспитывавших девочек-воинов, славяне называли ядыгами. Тут следует припомнить еще один миф: амазонки слыли прекрасными целительницами. А тех из них, кто, достигнув почтенных лет, учили женским наукам молодых, именовали йогинями.

Так были ли сарматские амазонки, чьи остатки лежат в нашей земле, нашими праматерями, и какое влияние эти свободолюбивые дамы оказали на нашу культуру? Ученые так и не определились – все спорят. Но, откуда ни возьмись, в древнерусских былинах появилась женщина-амазонка, с которой богатыри периодически соревновались в воинских умениях. А родная мама амазонок йогиня-яга перекочевала в русские и украинские сказки и стала в них матерью исконно нашей доброй волшебницы Василисы Прекрасной.

И старушка не прогадала с местом жительства! В христианской Европе найдется немного мест, где дочуркам Бабули-яги относились бы с большей любовью, чем на Руси. И особенно в окрестностях Киева – столице славянских ведьм. Наину Киевну вспомните. А в Европе между прочим ведьм жгли тысячами. По разным данным, в огне инквизиции сгорело от ста тысяч до восьми миллионов человек.
Кстати Вы критерии ведьмы знаете? В молодости - это красивая и умная женщина (видимо - мужская погибель), небольшого веса (до 50 кг, якобы этот вес оптимален, чтоб летать на метле), и с по-кошачьи гибкой фигурой (чтоб через трубу влетать и вылетать). Сколь же их, этих красавиц, в Европе погибло! А наших - хоть и побаивались, а иногда с проблемами обращались и чтили, и в сказках прописали. Поэтому наши красавицы-умницы выжили, народили Василис Прекрасных и Премудрых. Поэтому до сих пор наши женщины самые красивые.

 

Tags: Былина, Справка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments