?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

    Была у всем известного Генриха(Анри) Наваррского(французского короля Генриха IV) любимая и единственная сестра, и звали её Екатерина. Жаль, что она не фигурирует во всех этих художественных произведениях, дама вполне достойна интересного романа.

    Во-первых, родилась она, когда её родители, Антуан и Жанна Наваррские, уже практически враждовали. Антуан был личностью ветреной - любовницы, глупые политические интриги, постоянная смена религии в угоду ситуации, а Жанна была убежденной гугеноткой и если и могла простить любовниц, то за религиозные колебания мстила жестко. В 1562 году она позволила гугенотам разгромить католическую часовню Вандомов и церкви в городе, и муж угрожал даже отправить её в женский монастырь. В результате Жанне пришлось искать убежища в Беарне, и это с трехлетней Екатериной на руках.

    В 1562 Антуан, отец Екатерины, погиб в битве с гугенотами; в 1572 умерла мать - Жанна Наваррская (возможно отравлена по приказанию Екатерины Медичи), и Екатерина с братом Анри Наваррским остались одни. Анри на тот момент было 18 лет, он стал королем Наварры, а Екатерине было 13.


Генрих Наваррский

    Генриха(Анри) почти сразу женили на Марго(Маргарите Валуа) и "держали" при дворе. Екатерина находилась при нем, но в романах об этом почему-то не пишут.

    Вот тут очень к месту сказать "во-вторых". Во-вторых, Екатерина унаследовала от своей матери предельную набожность и твердость в вере гугенотов. Она не поддерживала религиозных метаний брата, который менял веру под давлением несколько раз, причем будучи уже взрослым, Екатерина называла это религиозным лицемерием. Твердая была девочка, но и она после Варфоломеевской ночи была вынуждена сменить веру на католичество, поскольку была практически тринадцатилетней заложницей при дворе. Иначе было не выжить. Когда брат в 1576 бежал из дворца, она тоже бежала (напомню, ей было 16 лет) и укрылась в непокорном Беарне, цитадели гугенотов, вернув свою веру.
    Поэтому, когда Екатерины подросла, а брат её стал королем Франции, он сделал её герцогиней Альбре и графиней Арманьяк, и доверил ей управление гугенотским Беарном. С чем она уверенно справлялась, не смотря на довольно слабое здоровье. Она была дружна и пользовалась активной поддержкой другой влиятельной гугенотки того времени - Екатерины де Партене, герцогини де Роган, которая была всего на 5 лет старше (после она будет возглавлять оборону Ла-Рошели).

    В-третьих, Екатерина также была тверда в любви. У неё был нежный роман с кузеном Шарлем графом Суассонским, который кстати был моложе её на 7 лет. Оба мечтали о браке. Но... брат-король был категорически против, он считал, что сестра короля должна своим браком решать его политические проблемы.
     Екатерина держалась до 40 лет, что в те годы невероятно долго. В конце концов брат уговорил её выйти за принца Генриха Лотарингского, наследника лотарингского престола. Тот был убежденным католиком, что Екатерине тоже претило, к тому же пришлось запрашивать разрешение Ватикана на брак, поскольку она то веру менять отказалась категорически.
    Вскоре после свадьбы Екатерина умерла (péritonite tuberculeuse)...

    Её возлюбленный, Шарль граф Суассон, женился только после смерти Екатерины в 1604г, опять же из династических соображений, на Анне де Монтафье, дочери принца Кариньянского. В 1612 умер и он.


Шарль граф Суассон

    Вот чем не история для романа - ранее сиротство, честь, верность, твердость убеждений, решительность и организационный талант, любовь, ненужный брак, следом - смерть? Но ведь не написал никто...


Екатерина Наваррская (портрет кисти Amélie Cordelier de La Noue)

Posts from This Journal by “Женская линия” Tag

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
iraizkaira
Jan. 11th, 2019 07:05 am (UTC)
Замечательная какая женщина. Спасибо, Оля!
olga74ru
Jan. 11th, 2019 07:08 am (UTC)
Да, решительная и неглупая. Жаль - здоровья слабого...
nikkimus
Jan. 11th, 2019 07:26 am (UTC)
Красивая. Какие судьбы.
olga74ru
Jan. 11th, 2019 07:27 am (UTC)
Вот почему о ней Дюма не написал? :)
natusha_st
Jan. 11th, 2019 07:47 am (UTC)
О ней Генрих Манн упоминал в своей тетралогии о Генрихе IV, но так мимолетно, я была уверена, что Екатерина умерла очень молодой, буквально лет в 18-20. А авторы не пишут, чтобы светлый образ Генриха не портить, наверное, все же по отношению к сестре он вел себя очень нехорошо.
olga74ru
Jan. 11th, 2019 07:49 am (UTC)
так мимолетно
Но ведь так нельзя. Женщина прожила 45 лет, была правительницей Беарна, лидером гугенотов ...и тишина. :((
Re: так мимолетно - natusha_st - Jan. 11th, 2019 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga74ru - Jan. 11th, 2019 08:47 am (UTC) - Expand
sharanskay
Jan. 11th, 2019 07:53 am (UTC)
ты права, чем не сюжет для сериала
olga74ru
Jan. 11th, 2019 07:54 am (UTC)
Легко можно было снять. Причем красивейший получился бы сериал.
innasusid
Jan. 11th, 2019 07:57 am (UTC)
Спасибо, Оля, и правда сюжет для фильма очень интересный, если бы не переврали и не придумали сего не было.
olga74ru
Jan. 11th, 2019 08:01 am (UTC)
если бы не переврали и не придумали
Да тут, видишь, даже не попытался никто. :)
adenette
Jan. 11th, 2019 08:01 am (UTC)
Какая была женщина! И красавица, если судить по портрету... Кстати, возлюбленный ее тоже кажется весьма интересным внешне.
Согласна, история ее жизни вполне достойна романа. Увы, что пока его никто не написал.
olga74ru
Jan. 11th, 2019 08:03 am (UTC)
возлюбленный ее тоже кажется весьма интересным внешне
Да, я его мысленно побрила (небритых не воспринимаю) - вполне ничего. :)
ksenb
Jan. 11th, 2019 08:19 am (UTC)

Мне жаль, что не вышло брака с любимым мужчиной. Уж казалось бы, столько лет ждать...

olga74ru
Jan. 11th, 2019 08:20 am (UTC)
У брата были свои планы на этот счет. :(
inna_74
Jan. 11th, 2019 09:14 am (UTC)
Деспот и сатрап! А гугенотики то не такие безобидные были себе! Сколько жеж эти религиозные и династические заморочки сломали жизней. Кажется, человечество сама обе придумывает какие то барьеры....
olga74ru
Jan. 11th, 2019 10:48 am (UTC)
Сатрап - однозначно!
А про безобидность... я тут про прототип Миледи накопала, завтра будет пост. :)
amarok_man
Jan. 11th, 2019 10:43 am (UTC)
Довольно печальная у ней судьба. А характер твёрдый был, да !
olga74ru
Jan. 11th, 2019 10:47 am (UTC)
Увы, тогда судьба многих принцесс не жаловала.
svet_ka
Jan. 11th, 2019 11:39 am (UTC)
Да, как интересно у них в семье раскладывается, ветренные и неверные женам и религии мужчины и твердые и последовательные женщины.


Если честно, я бы с удовольствием и хороший сериал про жизнь Екатерины Медичи посморела, потому что жизнь у нее было о-го-го, по сути три жизни: ребенком и девушкой до замужества, сирота и разменная манета в политике, потом следующие 20 лет - супруга не дофина, дофина, короля с официальной фавориткой, заправляющей всем и вся и она - итальянка недостаточно благородных кровей при французском дворе, и наконец уже 40+ - королева мать, держащая в узде малолетних сыновей и раздираемую войнами страну. Генрих четвертый про нее хорошо сказал: I ask you, what could a woman do, left by the death of her husband with five little children on her arms, and two families of France who were thinking of grasping the crown—our own [the Bourbons] and the Guises? Was she not compelled to play strange parts to deceive first one and then the other, in order to guard, as she did, her sons, who successively reigned through the wise conduct of that shrewd woman? I am surprised that she never did worse.

Историки и писатели не шибко расположены к женщинам. И история Екатерины Наваррской не исключение. Но может, еще напишут?

Edited at 2019-01-11 11:39 am (UTC)
olga74ru
Jan. 11th, 2019 02:29 pm (UTC)
Историки и писатели не шибко расположены к женщинам
Поэтому я пытаюсь что-то излагать.
ann_duglas
Jan. 11th, 2019 11:41 am (UTC)
Эх, какой бы это был бы роман. Кто б еще написал)
olga74ru
Jan. 11th, 2019 02:28 pm (UTC)
Вот именно. Пишут всякую ерунду. :)
bergberg
Jan. 11th, 2019 12:19 pm (UTC)

Порядочные женщины мало кого интересуют(((

olga74ru
Jan. 11th, 2019 02:27 pm (UTC)
Она может и интересовала кого-то, но братец...
(no subject) - bergberg - Jan. 11th, 2019 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga74ru - Jan. 12th, 2019 06:45 am (UTC) - Expand
gaika79
Jan. 12th, 2019 05:59 am (UTC)
Наверное Екатерина была, как говорится, не яркая. Не стервозная, не ...мммм.... ветреная. Поэтому и удостоилась лишь упоминаний в связи с братом. Кто ж в Средневековье ценил деловые качества. Там зубами рвать надо было кусок из зубов другого, а она, видимо, была не такая.
olga74ru
Jan. 12th, 2019 06:45 am (UTC)
А ещё она была лидером гугенотов, непопулярной группы так сказать. Писатели старались избегать таких тем.
daurweid
Jan. 12th, 2019 01:07 pm (UTC)
На последнем портрете выглядит нежной и романтичной, но нос такой прям волевой, королевский! :)
olga74ru
Jan. 12th, 2019 01:24 pm (UTC)
Фамильный нос Бурбонов. :)
hotaru_ru
Jan. 12th, 2019 01:37 pm (UTC)
Екатериина красивая очень. И волосы какие роскошные.
olga74ru
Jan. 12th, 2019 01:42 pm (UTC)
Кстати, волосы, судя по описаниям, у них с братом таких роскошные - от матушки.
( 36 comments — Leave a comment )

Календарь

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  


Powered by LiveJournal.com