Умение держать салон Державин называл «искусством». П.А. Вяземский отмечал, как главную особенность салона то, что им руководить может только женщина. «Ум женщины, — пишет он, — тем и обольщает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивает их у себя. Лучше, если хозяйка дома в зрелом возрасте, более беспристрастном и бескорыстном».
Но это я отвлеклась. К тому же позже я процитирую уже не столь лестную фразу Вяземского, которая больше говорит о нём, чем о женщинах.
Так вот, активным посетителем салона мадам Монтегю был учёный-ботаник, писатель и переводчик Бенджамин Стиллингфлит. Он носил синие шерстяные чулки вместо предписанных этикетом чёрных шёлковых. Когда он пропускал заседание кружка, там говорили: «Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идёт плохо — нет синих чулок!» Таким образом, прозвище «синий чулок» первым получил мужчина, а сам кружок стали иронически называть «Обществом синего чулка». Позднее «синим чулком» стали называть женщин, которые интересовались литературой и наукой, пренебрегая домом и семьёй.
Говорят, больше всего злословил адмирал Эдвард Боскауэн (1711—1761), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик». Он был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка и грубо отзывался об интеллектуальных занятиях своей жены, насмешливо называя заседания кружка встречами «Общества синих чулок». Выражение стало в Англии нарицательным, а потом разошлось по всей Европе и к нам.
"Синий чулок" — презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка." (Гюстав Флобер)
"Женщины, синие чулочницы, или красные чулочницы, или женщины политические, парламентарные, департаментские — какие-то выродки, перестающие быть женщиной и неспособные быть мужчиною." (П.А. Вяземский)
Колок был князь Вяземский на язык, ничего не скажешь...


Бенджамин Стиллингфлит первый "Синий чулок"
(Художник - Johann Zoffany )