Во-первых, до всех этих кавалерийских похождений Надежда Дурова была замужем и родила сына. Т.е. была вполне реализовавшейся женщиной для тех времен. Но вот только её это не устраивало. Как водится, все причины были - из раннего детства.
Матушка её ждала мальчика, и когда родилась Надежда, возненавидела дочь. Известен факт: однажды, когда Надежда в возрасте одного года долго плакала в карете, мать выхватила её из рук няни и выбросила в окно. Окровавленного младенца подобрали гусары. Отец, сам гусарский ротмистр, после этого отдал Надежду на воспитание гусару Астахову. Гусарское такое воспитание. Позже, уже в юношеском возрасте, Надежду вернули к матери для обучения женским навыкам, но дело не заладилось. Когда она подросла, отец подарил ей черкесского коня Алкида, езда на котором скоро стала её любимым занятием.
Портрет Надежды Дуровой в возрасте 14 лет. Неизвестный художник
В 18 лет девушку, как водится, выдали замуж, но воли Надежды в этом не было, хоть она и родила через год сына. К сыну она не питала никаких чувств. Согласия между супругами не было, и Надежда покинула мужа, оставив ему ребенка.
Таким образом, второй момент - Надежда Дурова вернулась домой в 20 лет, оставив сына, чем вызвала гнев матери и неприятие со стороны общества. Вскоре, в 1806 году, Дурова, влюбившись в казачьего есаула, уехала с ним на Алкиде вслед за полком, переодевшись в казачью одежду.
Третий момент- долго находиться в казачьем полку она не могла, казаки обязаны были носить бороды, а это проблема. Дурова добралась до кавалерийского Коннопольского уланского полка (уланы бород не носили) и попросилась на службу, назвавшись дворянином Александром Васильевичем Соколовым. Её зачислили в этот уланский полк в звании «товарищ» (чин рядовых дворянского происхождения). Она участвовала в битвах при Гуттштадте, Гейльсберге, Фридланде, проявляя храбрость. Она находилась в Тильзите, когда там подписывался Тильзитский мир. Выдала её реакция отца на письмо Надежды, написанное в 1807 году перед сражением, в котором она просила прощения за причинённую боль (уходя из дома, она оставила на берегу реки своё платье и отец мог думать, что она утонула). Отец начал разыскивать её, подключив все свои армейские связи.
Памятник Надежде Дуровой (г.Елабуга)
Пошла волна информации. Родственник показал письмо знакомому генералу, и вскоре слух о кавалерист-девице дошёл до Александра I. Её отправили в Санкт-Петербург, где её принял император. Император, поражённый самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии, лично вручил ей солдатский Георгиевский крест за спасение раненого офицера, произвёл в корнеты и перевёл в элитный Мариупольский гусарский полк под именем Александр Андреевич Александров. Имя является производным от имени царя — «Александр», и от фамилии её матери — «Александрович».
Дурова на картине и в кино
Ещё интересный момент, в 1811 году Надежде пришлось перевестись из гусар в уланы(Литовский уланский полк) потому, что командир полка был недоволен, что «Александр Андреевич» не делал предложение его дочери, влюблённой в него. Прямо водевиль!
В 1811 году Дурова 2 месяца служила адъютантом-посыльным у военного губернатора Киевской губернии М. А. Милорадовича, а командиром её части (из которой она была откомандирована в адъютанты к Милорадовичу) был знаменитый впоследствии генерал Ермолов.
В Отечественную войну 1812 года она была произведена в чин поручика, командовала полуэскадроном. Участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким монастырем, при Бородине защищала Семёновские флеши, где была контужена ядром в ногу. После перехода армии в Тарутино Дурова явилась к Кутузову с просьбой взять её в адъютанты. Кутузов знал о девице-кавалеристе Александрове и в течение двух недель она служила его адъютантом-посыльным. Но боли от контузии ноги усиливались, и она по разрешению Кутузова отправилась домой на лечение. В мае 1813 года она снова появилась в действующей армии и приняла участие в войне за освобождение Германии, отличившись при блокаде крепости Модлина и взятии города Гамбурга.
В общем - геройская женщина, но с личным не задалось. Матушкой своему сыну она быть не хотела. Когда он в письме попросил "маменьку" его благословить на брак, сожгла письмо, далее не читая. Благословила только когда обратился к "Александру Андреевичу".
В 1816 году, уступив просьбам отца, Надежда Андреевна вышла в отставку в чине штабс-ротмистра и пенсионом жила то в Сарапуле, то в Елабуге у младшего брата Василия Андреевича Дурова (1799—1860). Ходила она всегда в мужском костюме, все письма подписывала фамилией Александров и сердилась, когда к ней обращались, как к женщине. Остаток жизни провела при брате, в Елабуге, в окружении своих многочисленных подобранных собак и кошек. Умерла в 82 года.
Дурова в последние годы
Да, ещё, с 1836 года, с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина, Надежда Дурова печаталась. Очень уж поэт был заинтригован этой историей. Печаталась в журнале "Современник", «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках». А в 1840 и вовсе вышло её собрание сочинений в 4-х томах.
И да, в те годы, в войсках Дурова была не единственной воюющей женщиной. Но всем им приходилось "маскироваться". Только это уже совсем другие истории...
Надежда Дурова на Аллее Российской Славы в парке Фили
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →